Сайт о цифровой фотографии и теория фотографии

4pix.ru

Главное меню

Натюрморт
14.03.2013

Слово «натюрморт» в переводе с французского переводится «мертвая природа». Громко заявил о себе этот жанр в конце 15 – начале 16 века и привлекал внимание к себе многих известных художников. Внимание к неодушевленным предметам из изобразительного искусства постепенно перенеслось в фотографию.

Во многих произведениях искусства еще со времен палеолита присутствуют неодушевленные предметы. В разные времена им отводится своя роль. Как самостоятельный жанр натюрморт возник в XVII веке.

У живописи были позаимствованы почти все жанры фотоискусства, и натюрморт – не исключение. Фотографы часто повторяли композицию и пользовались теми же предметами, что и художники.

Натюрморт является достаточно сложным жанром фотографии, потому что роль моделей играют молчаливые предметы. С другой стороны, именно этот факт делает его более интересным и загадочным как для фотографа, так и для зрителей. При съемке натюрморта, на первый взгляд, отсутствует эмоциональная связь с моделью. Но чаще всего, созданию натюрморта способствует предмет, который еще до начала работы вызывает у фотографа определенное настроение и эмоции. Задание натюрморта – постараться посредством композиции передать это настроение.

Начинайте фотографировать натюрморт с этюдов и упражнений, которые помогут хорошо овладеть техникой передачи фактуры и формы разных предметов. Для начала необходимо построить композицию: подобрать и расставить предметы. На предметах не должно быть опознавательных знаков или маркировки. Подбирая предметы, обязательно учитывайте временное и стилистическое единство. Например, если снимается газета или старинная книга, то здесь будет выглядеть неуместно шариковая ручка.

Расстановка предметов должна подчеркнуть главную идею, а также для зрителя сделать просмотр работы максимально комфортным, чтобы взгляд задерживался исключительно на главных предметах, а не блуждал в поисках смысла по всему снимку. Уравновешенность композиции можно проверить, мысленно разделив фотографию вертикально на две половины и отметить, не перевешивает ли одна из них другую.

Важный момент – расположить правильно предмет в кадре. От того, где именно расположен предмет, зависит восприятие его на снимке. Скучным выглядит такое изображение, в котором в центре кадра находится главный предмет. Его лучше немного сместить от центра влево или вправо, вниз или вверх.

Важный момент – постановка света. При использовании постоянного света возможности фотографа не ограничены, потому что можно управлять как направлением, так и интенсивностью света. При естественном освещении можно управлять интенсивностью, но гораздо труднее это сделать с направлением. Лучше делать съемку при пасмурной погоде, при этом получаются мягкие тени, которые можно легко усилить. Все предметы в этом случае освещены равномерно, и подчеркнуть необходимую деталь можно, используя, например, зеркало.

Снимая натюрморт, важно выбрать угол наклона фотоаппарата и точку съемки. Ошибка начинающих фотолюбителей – проводить съемку с уровня груди. Попробуйте встать повыше, наклонив фотоаппарат под острым углом, или наоборот, присесть. Если Вам хочется сфотографировать несколько предметов, старайтесь подобрать так, чтобы они между собой были тематически связаны.

Важно расположить предметы в определенном порядке, а не хаотично. Это не значит, что они должны быть поставлены в один ряд. В натюрморте наоборот важен «художественный беспорядок» - расположить предметы в кадре таким образом, чтобы они могли восприниматься глазом, как одно целое.

Человеческое восприятие устроено так, что мы способны замечать пространство, если предметы «заслоняют» или перекрывают друг друга, как кулисы в театре. Таким образом, «заслон» является еще одним выразительным средством фотографии. С его помощью передается иллюзия глубины пространства на плоском листе.

Как можно проверить правильность поставки натюрморта? Попробуйте убрать один из предметов. Если при его исчезновении не нарушается общее впечатление, то он лишний. Если ощущается пустота, необходимо вернуть его на место.

,p>При съемке натюрморта важным моментом является его фон - задний план изображения. В фотографии он может быть резким, светлым или размытым. Он ни в коем случае не должен отвлекать внимание от переднего плана, на котором расположены сюжетно-важные элементы фотографии.

Натюрморт – это не только предметы, отобранные и искусственно расставленные на столе. В реальной жизни можно увидеть и запечатлеть «естественный» натюрморт, который создала сама природа или наша повседневная жизнь.

Таким образом, натюрморт являет собой фотоискусство, которое помогает автору воплотить наиболее смелые идеи и показать с новых ракурсов самые привычные объекты.